Детский сад №8

Журавушка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Г. СЕВЕРОМОРСКА

Формирование представлений дошкольников о единицах измерения

Кравченко Е.Р.

Содержание работы по ознакомлению  с величинами и видами их измерения.

2 младшая группа (от 3-4 лет).

Средняя группа (4-5лет)

Старшая группа (5 – 6лет)

Подготовительная группа (6 – 7 лет)

Сравнение групп предметов по размеру (длиннее-короче, выше-ниже, больше-меньше)

Учить детей сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по длине, ширине, высоте, величине в целом, пользуясь приемами наложения и приложения. При определении размера предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку, обозначая результат сравнения словами: длинный -  короткий, длиннее – короче, одинаковые (равные)  по длине, широкий – узкий, шире – уже, одинаковые (равные) по ширине, высокий – низкий, выше – ниже, одинаковые (равные) – по высоте, большой – маленький, больше – меньше, одинаковые (равные) по величине.

Величина: Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте). 
Учить детей сравнивать (соизмерять) предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой). 
Учить сравнивать несколько предметов (до пяти) разной длины, высоты, раскладывая их в возрастающем и убывающем порядке по длине, высоте; рассказывать, в каком порядке расположены предметы («Самая высокая башенка, башенка по ниже, еще ниже, самая низкая»). 
Учить детей сравнивать 3 – 5 предметов по величине (длине, ширине, высоте), располагая их в определенной последовательности – в порядке убывания и нарастания величины; определять словом размерные отношения предметов в ряду: «Этот  – высокий, а этот – по ниже, этот еще ниже, он самый низкий и т.п.»

Учить раскладывать предметы (до 10) разной длины, высоты в возрастающем или убывающем порядке; объяснять в каком порядке расположены предметы.
Учить сравнивать два предмета по величине (длине, высоте, ширине) с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.
Учить определять на глаз величину предметов: длиннее( короче), выше (ниже) образцы и равные ему.
Учить измерять объем (вместимость сосудов, объем жидких и сыпучих веществ) условными мерками.
Учить выделять отношение между несколькими предметами, упорядочивать их по убывающей или возрастающей массе (строить сериационный ряд).

Величина: Учить измерять и сравнивать длину, ширину, высоту предметов с помощью условной меры; понимать зависимость результата измерения от величины условной меры.
Учить определять объем жидких и сыпучих тел с помощью условной меры. Развивать глазомер.
Познакомить с общепринятыми мерами и способами измерения массы, формировать первоначальные измерительные умения.
Учить считать по заданно мере (двойками, пятками).
Учить делить предметы на 2, 4, 8 равных частей путем сгибания (бумаги, ткани), а кат же с помощью измерения условной меркой; правильно называть части целого (половина, одна часть из четырех, одна четвертая, две четвертых и т.д.) понимать, что целое5 больше части, а часть меньше целого.

Измерение – одна из операций, применяемых человеком в практической жизни.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с измерением величин с помощью условной мерки.

Условная мерка – это предмет, используемый в качестве средства измерения, своеобразное орудие измерения (лента, верёвка, шаг, палочка, ложка, чашка, банка, стакан, линейка, сантиметр).

В детском саду дети должны овладеть несколькими видами измерения условной меркой:

  • линейное измерение, когда дети с помощью полосок бумаги,палочек, веревок, шагов и других условных мерок учатся измерять длину, ширину, высоту различных предметов.
  • определение с помощью условной мерки объема сыпучих веществ: дети учатся кружком. Стаканом, ложкой и другими емкостями вымерять количество крупы, сахара в пакете, мешочке, тарелке.
  • измерение условной меркой жидкостей, чтобы узнать, сколько
  • стаканов или кружек молока в бидоне, воды в графине.

Правила линейного измерения:

1. Правильно определить точку отсчета;

2. Сделать отметку карандашом или мелом в том месте, на которое
пришелся конец мерки;

3. Перемещать мерку следует слева направо при измерении длины и снизу вверх – при измерении ширины и высоты (по плоскости и отвесу соответственно);

4. При перемещении мерки прикладывать ее точно к отметки, обозначающей последнюю отмеренную часть;

5. Перемещая мерки, надо не забывать их считать;

6. Окончив измерения, сказать, что и чем измерено и каков результат.


Правила измерения объемной меркой жидких и сыпучих веществ:

  • соблюдение полноты мерки,
  • сочетание измерения со счетом,
  • отражение способа и результата действия в речи.

Требования, предъявляемые к проведению измерения:

  • показ с объяснением приемов измерения должен быть четким, ясным, немногословным;
  • действия воспитателя должны находиться в поле зрения ребенка;
  • дети получают задания в конкретной форме (что измерить (что сделать), как (указывается последовательность действий и требования к ним), кто с кем будет измерять (организация работы).

Формы организации детской деятельности, направленной  на познание, измерение и сравнение величин:

  • Повседневная деятельность: бытовая, игровая (игры подвижные, дидактические, развивающие, сюжетно-ролевые), трудовая, конструктивная.
  • Самостоятельная познавательно – игровая деятельность детей в игротеке, организованной в групповой комнате организуются как совместная игра (педагога с детьми), так и индивидуальные, самостоятельные.
  • Специально планируемые игры – занятия. Занятия носят развивающий характер, в них участвуют 6 – 8 детей.
  • Игры и упражнения, организуемые воспитателем группы на основе данных о ходе математического развития детей.
  • Опытническо-экспериментальная деятельность (проведение опытов и экспериментов).
В соответствии с ФЗ от 27.07.2006 г. № 152- ФЗ "О персональных данных родителями детей, посещающих МБДОУ д/с № 8, дано разрешение (согласие) на размещение персональных данных детей на официальном сайте учреждения (бланк заявления на обработку персональных данных подопечного находится в разделе "Для Вас, родители!" – "Бланки" )