Детский сад №8

Журавушка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Г. СЕВЕРОМОРСКА

Интегрированное занятие по рисованию с детьми старшей логопедической группы с использованием штампов из цветного стекла (нетрадиционные техники рисования) «Осенняя мозайка»

Мечкова О.О.

Цель: Развивать креативность у детей с ОНР, используя нетрадиционный приём рисования «штампы» на бумаге с помощью стекла.

Задачи:

Образовательные: формировать знания детей в области изобразительного искусства – познакомить с жанром изобразительного искусства – мозаикой, обогащать и активизировать словарь по теме «Осень», закреплять знания о цвете, умения называть цвета осени.

Развивающие: развивать творческую активность детей, общую и мелкую моторику, координацию речи с движением;  зрительное внимание,  восприятие, мышление, память, сенсорную сферу, связную речь.

Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, эмоционально-целостное отношение к жизни, навыки сотрудничества, взаимопонимания, инициативности, доброжелательного отношения друг к другу. Побуждать детей высказывать своё мнение об увиденном, используя оценочную лексику.

Оборудование: Мольберты с репродукциями картин об осени И. Левитана «Золотая осень», Остроуховой «Золотая осень», коробка с квадратными цветными стёклами (оргстекло), костюмы художников; доска; ватман; магнитофон, записи песен «Да здравствует сюрприз!» и «Оранжевое солнце»,  акварельные краски, влажные салфетки, кисть, вода, клеёнки.

Ход занятия:

I. Вводная часть.

1.Организация детей (Воспитатель беседует с детьми в раздевалке)

- Ребята, а знаете ли вы, кто такой художник? Чем он занимается? (правильно, рисует картины). Сейчас мы с вами отправимся в мастерскую, где работает художник.

Дети заходят в группу, где расставлены мольберты с картинами (акварель, масло, гуашь). На столе стоит коробка, обёрнутая красочной бумагой или коробка, запачканная красками. Рядом лежит письмо.

1.2 Сюрпризный момент

Дети вместе с воспитателем заходят в «мастерскую» художника.
-А где же художник?

- Странно, но его нет в мастерской, но, смотрите,- он нам оставил письмо. Давайте прочитаем его.

II. Основная часть

Воспитатель распечатывает письмо и читает:

«Здравствуйте, ребята! Очень прошу извинить меня, что не смог встретиться с вами. Мне срочно нужно было уйти на выставку в художественную школу.  Я не успел закончить картину, которую рисовал для  вашего осеннего  праздника. Прошу вас, помогите дорисовать картину. Буду очень вам благодарен.  Художник».

Воспитатель: - Ну что, ребята, поможем художнику дорисовать осеннюю картину? (показывает на доску, где прикреплён ватман с незаконченной мозаикой)

Воспитатель: Дети, смотрите, какая чудесная коробка! Может быть, Художник оставил её для нас? Давайте же скорее узнаем, что там внутри.

Звучит песня «Да, здравствует, сюрприз!»

- Ребята, что это? (стёклышки). Но они  необычные, яркие,  как будто волшебные.  А давайте сначала рассмотрим их, поиграем с ними?

2.2. Сенсорное обследование разноцветных стёкол.

Воспитатель предлагает детям взять любое понравившееся стекло и рассмотреть его. Спросить детей, какого цвета у них стёкла.

-Рита, какого цвета твоё стекло? (жёлтого)

-А у тебя, Артём? (синего)

-У вас у всех стёкла разного цвета. Каким словом их можно назвать? (разноцветные), т. е. разного цвета.

-Давайте вместе повторим – «разноцветные» (хоровое проговаривание).

- Ребята, какое стекло на ощупь? (гладкое, скользкое). На что оно  похоже? (на льдинку, на каток, на гладкую тарелочку).

-Давайте приложим его к щеке, какое оно? (прохладное, нежное).

- Ребята, а вы знаете, что если посмотреть через цветное стекло, то мир вокруг покажется ярким, волшебным! (дети вместе с воспитателем смотрят сквозь стёкла, затем кладут их на стол). 

2.3.Художественное слово

-А вы знаете, ребята, яркие цвета этих стёкол напомнили мне об одном красивом времени года. Послушайте стихотворение, может быть, оно вам подскажет, о каком времени года я говорю.

Падают, падают листья,
(воспитатель разбрасывает разноцветные листья)
В нашем саду листопад.
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят
Птицы на юг улетают:
гуси, грачи, журавли…
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.

-О каком чудесном времени года говорится в стихотворении? (об осени).

-По каким приметам вы об этом догадались?

А какие приметы осени ещё  вы знаете?

-Ребята, а как называется явление, когда с деревьев осенью начинают опадать листья? (листопад)

-А вы любите собирать осенние листья? Ну, тогда идёмте со мной!
(по заданию воспитателя дети выполняют движения по тексту и собирают листья определённого цвета)

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять-
Будем листья собирать!
Листья березы,
Листья рябины.
Листики тополя,
Листья осины.
Листики дуба мы соберем
Маме осенний букет отнесем!

-Молодцы! Покажите, у кого красные листья (жёлтые, оранжевые) и т.п. Какие они все ? ( разноцветные)

-А какие ещё краски осени вы знаете? (Вспомните, какое небо осенью, деревья, солнышко, трава, дождик, …)

2.4. Продуктивная деятельность детей.

-Ребята, наверное, нам Художник, не просто так оставил разноцветные стёклышки. Кто помнит, о чём нас попросил художник? (нарисовать картину  к осеннему празднику) –

Воспитатель: давайте разомнём наши пальчики и подготовим их к работе.

Пальчиковая гимнастика

Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах -
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем -
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Все летит! Должно быть, это
Улетает наше лето!

-Знаете, а ведь художники могут рисовать картины не только красками, но и мозаикой. Мозаика, это такие маленькие разноцветные стёклышки, из которых составляют картины. Только таких стёклышек должно быть очень много!  Давайте мы с вами попробуем сложить из наших стёкол разноцветную мозаику (дети составляют мозаику на столе).

-Смотрите, как красиво у нас получилось! А настоящие художники могут даже рисовать с помощью этих стёклышек, делая  ими необычные отпечатки. Давайте и мы попробуем нарисовать картину с помощью отпечатков стёкол.
(Воспитатель предлагает  детям надеть фартуки (висят на стуле), чтобы не запачкать одежду)

Звучит песня «Оранжевое солнце» (тихо)

Воспитатель предлагает пройти к столам и нанести краску на стекло. При этом предложить нанести разные цвета. Напомнить ,что картина у нас осенняя, а осенью краски яркие, радостные.

Воспитатель: Ребята,нанесите краску на стекло,  затем по очереди выходите и сделайте отпечаток стекла  на бумаге, дорисуйте полученное изображение, чтобы получился осенний мозаичный пейзаж.

амостоятельная работа детей, индивидуальная помощь.

III. Заключительная часть.

Подведение итога занятия

Что мы делали сегодня на занятии? С помощью чего мы рисовали?  Что вам понравилось на занятии?

-Ребята, посмотрите, какая осенняя мозаика у нас получилась,  в каждом отпечатке (фрагменте) своя картинка об осени!

-Артём, что ты видишь в своём отпечатке? (лес и опавшие листья).

-А ты, Рита (горы с разными вершинами и осеннее солнышко).

Дифференцированная оценка деятельности детей

Ребята, вы очень старались, и у вас получилась красивая композиция, состоящая из осенних фрагментов. Рита выполнила работу очень аккуратно. Артём очень старался, у него небо получилось как хмурое, осеннее. Лёва выбрал несколько ярких красок, и его картинка получилась радостная, а у Иры даже капельки дождя видны!  Мне очень понравилась осенняя картина, которую вы нарисовали с помощью мозаики.

В это время входит художник, восхищается картиной, хвалит детей, благодарит за помощь. Воспитатель предлагает детям сфотографироваться с художником на память (звучит песня «Оранжевое солнце»).

-Ну а теперь нам нужно возвращаться в детский сад. Дети прощаются с художником.

В соответствии с ФЗ от 27.07.2006 г. № 152- ФЗ "О персональных данных родителями детей, посещающих МБДОУ д/с № 8, дано разрешение (согласие) на размещение персональных данных детей на официальном сайте учреждения (бланк заявления на обработку персональных данных подопечного находится в разделе "Для Вас, родители!" – "Бланки" )