Детский сад №8

Журавушка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Г. СЕВЕРОМОРСКА

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических компонентов речи по лексической теме «Времена года. Зима», для детей старшего возраста, посещающих логопедическую группу первый год

Прибылова С.А.

Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию предлагаю конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических компонентов речи по лексической теме «Времена года. Зима», для детей старшего возраста, посещающих логопедическую группу первый год.

При планировании я учитывала речевые и возрастные особенности детей данной группы. На занятии присутствовали дети с общим недоразвитием речи II и III  уровня речевого развития. У некоторых из них имеются сопутствующие диагнозы: гиперактивность, минимальная мозговая дисфункция.

Поэтому структура и организация моего занятия имеет свою специфику и рациональность «от простого к сложному». Чётко организованные этапы занятия и целесообразно распределённое время между ними позволило держать постоянный устойчивый интерес на протяжении всего занятия.
Целью моего занятия является  закрепление  знаний детей по лексической теме «Времена года. Зима».

«Проделки Снежной Королевы».

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей, сформировать лексико-грамматические компоненты речи по данной теме.

Задачи: – коррекционно-образовательные: Закрепление представлений о зиме, ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима». Совершенствование грамматического строя речи: формирование согласования существительных с прилагательными и глаголами в единственном и во множественном числе женского, мужского и среднего рода; формирование словообразования существительных; формирование словоизменения;  образование однокоренных слов. Совершение синтаксической стороны речи: составление простых распространенных предложений с опорой на зрительный образ, развитие связной речи;

-коррекционно-развивающиеся: Развитие общей моторики,  координация речи с движением; развитие зрительного внимания и восприятия, мышления, памяти;

-коррекционно-воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: Монтаж и озвученная запись фрагментов мультфильма «Снежная королева»; магнитная доска; имитированные сугробы , выполненные из паралона; мнемокарты (карты-схемы) примет зимы; модель- схема  выведенная на мультимедийную установку) рассказа «В зимнем парке».

1.Организационный момент.

Дети выходят из логопедического кабинета и заходят в группу.

Логопед: – Дети, посмотрите, к нам   на занятие пришло  много гостей, давайте поприветствуем их!

Дети: – Здравствуйте!!!

Л: – Я сегодня для вас принесла книгу «Снежная Королева». – Ой! А куда же она делась? – И что-то холодно у нас в группе стало!

Включается запись «Вьюги».

Логопед включает мультимедийную установку, где дети видят Снежную Королеву, которая разбивает зеркало на осколки произносит речь:

Я повелительница льда!
Да! Книгу вашу я взяла!
Как скучно мне… поэтому хочу… вас огорчить,
Меня герои сказки будут веселить !!!
Ах!     Где ж они?    Куда они пропали?
А может к вам на помощь в детский сад сбежали? Разбивает стекло.
Тогда держитесь, не легко придётся вам,
Я очень трудные задания  Вам дам!
Чтоб зеркало моё собрать,
Осколки нужно вам искать.
Когда осколки соберёте,
Тогда и книгу вы найдёте.

Л: – Вы хотите вернуть книгу?  Согласны   встретится  с  персонажами из сказки, и выполнить все задания Снежной Королевы?  Где же герои – наши помощники?

Л: – Посмотрите,   (На экране появляется Герда) – Да это же Герда! – Герда, помоги нам собрать осколки  и вернуть книгу!!!

Г: Хорошо! Тогда, вы должны выполнить задание и подготовить язычок и губы к работе.

Л: - Дети, я буду вам показывать, а вы повторять.

Выполняют артикуляционную гимнастику.

  1. Герда очень любит улыбаться, давайте и мы улыбнёмся друг другу. (Упражнение улыбка).
  2. А теперь сделайте трубочку. ( упражнение «Трубочка»).
  3. А теперь будем чередовать.   (улыбка, трубочка.)
  4. Вспомним, как Герда качается на качелях (упражнение «Качели»).
  5. Еще раз улыбнитесь друг другу.

Л: – Молодцы ребята! Посмотрите, за ниши старания    Герда отдала нам от  зеркала осколок, который поможет найти нашу книгу.

Логопед вставляет осколок в рамку от зеркала.

На экране появляется ворон.

В: «Здррравствуйте дети!  Загадку отгадайте 
Часы вам в помощь забирайте.

Загадка: Хоть сама и снег, и лёд, а уходит слёзы льёт (Зима).

Л: Посмотрите,  какие часы нам подарил Ворон!

Дети работают по часам.

Л: - А какое сейчас время года?

- Какие приметы зимы вы знаете? Дети перечисляют приметы зимы.

- А какие ещё времена года есть? Весна, лето, осень.

- А что бывает осенью? Идут дожди, птицы улетают в теплые края и т.д.

-  Какие признаки весны?

-  А какие летние приметы вы знаете?

Л: – Правильно. Вы назвали мне много признаков. Подойдите к столу и возьмите схему с изображением времён года. А теперь вы должны прикрепить к нашим волшебным часам,  примету-символ, которая соответствует времени года.

Л: Проверьте глазами, правильно ли выполнили задание. Да! Всё верно!

В: Вот  осколок за старанье,
В добрый путь, вам до свиданья!

Л: – Ребята кто-то  к нам идёт! (включается презентация принцессы)

Д: Принцесса!

П: Здравствуйте, дети!  Вы на карты посмотрите, о временах года  расскажите.

Л: - Да! Трудное задание дала нам принцесса, но мы с ним справимся.

( Работа по двусторонним карточкам (лет-осень, зима-весна)

- Перед вам лежат карточки с изображением времён года.

- Покажите,   время года, которое следует за зимой? (весна) Почему Витя, ты поднял эту карточку?

- Потому что за зимой наступает весна.

- Покажите,   какое время года бывает перед зимой? (осень) Почему, Данил, ты поднял осень?

Потому что перед зимой бывает осень.

- Покажите, какое время года между осенью и весной? (зима).Почему, Ира ты подняла зиму?

- Потому что зима между осенью и весной.

Л: Молодцы ребята!  И с этим задание мы справились. А вот и ещё один осколок, который оставила нам принцесса.

Физминутка.

Л: – Ребята, смотрите, сколько сугробов намело, нужно их преодолеть. Может быть, осколок в снегу найдем! (музыка)

Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали, наши ноженьки устали.

Л: Молодцы! высоко шагали, сугробы нам не помеха. А вот и осколок ещё один.

(на экране появляется разбойница)

Разбойница:

Осколок вам могу отдать,
Когда начнёте сочинять, 
Вы предложения о зиме,
О снеге, санках и катке.

Л: Придется нам выполнить задание разбойницы, будем составлять предложения по схемеЛогопед показывает мнемокарту, на которой схематично изображено действие.

Л: – Посмотрите, первый знак обозначает время года.  Второй обозначает то, что бывает зимой. Какое предложение можно составить по этой схеме?

Д: – Зимой идет снег.

Л: – посмотрите на свои схемы и составьте свои предложения о зиме.

Дети составляют  предложения с опорой на модели:

Зимой идёт снег. Зимой мы катаемся на коньках.  Зимой мы катаемся на санках. Зимой мы лепим снеговика. Зимой можно кататься  на лыжах. Зимой наступает Новый год.

Л: – Ребята……., так зимой развлечения какие? Зимние.

-  погода какая? Зимняя. – настроение какое? - Зимнее

Л: Молодцы, ребята! Выполнили такие сложные задания Разбойницы.

Разбойница:

Вот  осколок, за старанье,
В добрый путь вам, до свиданья!

Л: – Спасибо! А нам пора  дальше.

Включается Мудрый Олень.

Хочу помочь я вам,
Задание простое дам.
Я схему в помощь вам даю,
Потом осколок подарю.

Л: – Ребята, всего лишь одного осколка не хватает, давайте выполним задание  Мудрого оленя и тогда мы соберем зеркало, и вернём нашу книгу.

Л: Посмотрите, вы должны описать время года, изображенное на схеме – зима. Вспомните всё то, о чем мы говорили раньше, у вас должен получиться целый рассказ!

Рассказ о зиме.

Зимой сильные морозы. Зимой часто идёт снег. Вода замерзла на реках и озёрах. Зимой люди ходят в шапках и шубах. Зимой лепят снежную бабу. Дети катаются на коньках и лыжах.

- Кто первый готов? Ответы детей

Л: – Какие вы всё-таки молодцы! Справились со всеми задания!  А вот и последний осколок от разбитого зеркала, давайте его вставим все вместе и посмотрим, что же будет!

Дети встают, вставляют последний осколок, зажигаются лампочки. Появляется на экране Снежная Королева со словами:

«В пути вы зеркало собрали,
И чары мои все пропали».

5. Итог занятия

Л: – Посмотрите, мы собрали зеркало! А вот и книга!

А кто нам помогал? Дети, а какие задания мы выполняли с вами? Что интересного было? Что вам больше всего запомнилось?

Ирочка, ты правильно составляла предложения!!! А ты Тёма, самостоятельно составил рассказ!!! И вообще, вы у меня все молодцы!!!

Фотоматериал к занятию «Проделки снежной Королевы».

«Сказочные часы времён года» выполнены на основе упаковочного картона, обтянуты самоклеющейся плёнкой разных цветов. Декорированы украшением из пористой резины. Модели примет времён года тоже выполнены из пористой резины.

Модели крепятся на двусторонний скотч.

 

Набор карт-схем состоит из двух сторон зима – осень, весна – лето. Пособие выполнено на основе упаковочного картона, обклеенного цветным картоном для детского творчества, Объёмное оформление выполнено из пористой резины.

Мнемокарты (карты-схемы) примет зимы. Для составления предложений о приметах зимы.

Схемы нарисованы тушью на плотном картоне  заламинированны.

 

 

Модель- схема  для составления рассказа о зиме.

 

В соответствии с ФЗ от 27.07.2006 г. № 152- ФЗ "О персональных данных родителями детей, посещающих МБДОУ д/с № 8, дано разрешение (согласие) на размещение персональных данных детей на официальном сайте учреждения (бланк заявления на обработку персональных данных подопечного находится в разделе "Для Вас, родители!" – "Бланки" )