Детский сад №8

Журавушка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Г. СЕВЕРОМОРСКА

Кружок «занимательная математика» в развитии математических способностей старших дошкольников

Кравченко Е.Р.

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.

Проводимая мною работа по организации кружка  «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к  математике, развивать  логическое мышление. По результатам  диагностики, проводимой  в начале учебного года, делаю выборку тех детей, у которых обнаружились проблемы по основным разделам математического развития, и занимаюсь с ними кружковой работой.    Кружок проводится 1 раз в неделю 20-25 минут в старшей группе, 25-30 – в подготовительной группе. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе.

Я работаю по программе Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки». Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию  логических форм мышления.

Основные задачи кружка:

  • развитие логического мышления и основных мыслительных операций;
  • развитие математических способностей и склонностей;
  • качественная подготовка ребенка к школе;
  • развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки;

Организую занятия на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желания  детей заниматься математикой. Для привлечения внимания детей,  поддержания интереса к математике, создала картотеку игр, разработала конспекты занятий, подобрала материал для экспериментирования и исследовательской деятельности. Программа распределена по разделам:

  • количество и счет;
  • ознакомление с геометрическими фигурами;
  • определение величины;
  • ориентировка во времени, пространстве;
  • решение  логических задач;

В соответствие с разделами планирую свою работу, где определяю содержание, задачи, сроки проведения.

Пример такого планирования перед вами, составлен на сентябрь месяц, где я  определяю задачи, содержание работы, сроки проведения.

содержание работы

задачи

сроки проведения

числа и цифры от 1 до 10, математическая загадка.

закрепить знания о числах от 1 до 10;умение отгадывать математическую загадку, записывать ее решение

сентябрь
1 неделя

математические задачи, ориентировка на листе.

учить ориентироваться на листе бумаги в клетку.

2 неделя

счет по образцу и заданному числу, независимость числа от расположения предметов

закрепить умение понимать независимость числа от пространственного расположения предметов.

3 неделя

соотнесение количества предметов с цифрой

закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой, его обозначающей

4 неделя

Количество и счет.

Цель раздела:   развивать самостоятельность, активность,   знакомить со счетом в пределах 20, упражнять в составлении и решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.

Поставленные цели реализую через следующие игры:

«Назови следующее, предыдущее число»

«Назови соседей числа»

«Назови меньше на 1, больше на 1»

«Вверх вниз по числовой лестнице»

«Составь и реши задачу».

Таким образом, данные игры  помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют  устойчивый интерес  к математическим  знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления.

Геометрические фигуры.

В разделе геометрические фигуры закрепляю представления о многоугольниках и их свойствах, развиваю умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.

Игры, помогающие реализовать задачи раздела:

«Назови предметы заданной формы»,

«Что общего и чем различаются фигуры»,

«Найди предмет такой же формы»,

«Подбери фигуры по цвету, размеру, форме»,

«Найди лишнюю фигуру»,

«Конструктор»,

«Почини одеяло»,

«Танграм»,

«Пифагор».

Таким образом, проводимая работа помогает    закреплять знание  ребенка  о  геометрических фигурах  их свойствах, развивает  умение классифицировать их по отдельным признакам и  выполнять логические операции с ними, развивает логическое мышление.

Определение величины.

Цель раздела: развивать умение сравнивать массу,  объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.

В работе по данному разделу использую игры–эксперименты:

«В каком сосуде больше воды?»

«Что легче, что тяжелее?»

«Что тонет, что плавает?»

«Подбери шарфик для кукол»

«Короче-длиннее»

«Подбери мебель для трех медведей»

В играх у детей есть возможность самостоятельно практическим путём сравнивать массу,  объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнить полученные результаты, делать выводы и умозаключения. 
Данные игры развивают память, внимание, глазомер совершенствуют мыслительную активность.

Ориентировка во времени

В этом разделе развиваю чувство времени, учу определять время по часам, знакомлю с разными видами часов: водными, песочными, механическими, закрепляю представления детей о последовательности дней недели, месяцев года.

В работе использую следующие дидактические игры:

«Вчера, сегодня, завтра»

«Дни недели»

«Мой режим дня по часам»

«Определи время по часам»

«Когда это бывает?»

«Что перепутал художник?»

Используемые игры  способствуют развитию  ориентировке детей во времени: (последовательностью дней недели, частей суток, месяцев  и времен года), совершенствую представления детей о режиме дня,  развивают чувство времени, умение определять время по часам.

Особым блоком выделяю логические задачи.

Логические задачи

Основной задачей данного раздела – является  развитие у детей приёмов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

Используемые  пособия (кубики Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, различные ребус   «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», »Колумбово яйцо», «Танграмм», «Монгольская игра»,  головоломки », Кубик-рубик», «Пифагор», « Лабиринт», кроссворды, задачи в стихах) развивают у дошкольников самостоятельность, активность, произвольное внимание и логическое мышление.

В конце учебного года провела повторное диагностическое обследование тех детей, которые в течение года посещали кружок, сравнила результаты на начало и на конец учебного года.

В результате получила следующие данные:

Сравнение диагностических данных  на начало и конец учебного года

Уровни усвоения программы

Начало года

Конец года

высокий уровень

-------------

5 чел.---41,6%

средний уровень

-------------

6 чел.---50%

низкий уровень

12 чел.---100%

1 чел.---8,4%

Как  показал сравнительный  анализ, проводимая мною работа, имеет положительный результат. Мною были отобраны дети, показавшие низкий уровень усвоения программы на начало учебного года.  В конце учебного года  у детей значительно улучшились показатели по основным направлениям математического развития:

  • дети знают числа второго десятка;
  • понимают независимость числа от величины, расположения предметов и направления счета;
  • умеют решать арифметические задачи и записывать решение;
  • устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;
  • ориентируются на листе бумаги в клетку, пространстве;
  • раскладывают предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, высоте, ширине, толщине;
  • решают логические  задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
  • понимают задание и могут выполнить его самостоятельно;
  • проводят самоконтроль и самооценку выполненной работы;
  • самостоятельно формулируют учебные задачи;

Таким образом, данная работа развивает интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания, следовательно, способствует прочному усвоению программного материала.

В соответствии с ФЗ от 27.07.2006 г. № 152- ФЗ "О персональных данных родителями детей, посещающих МБДОУ д/с № 8, дано разрешение (согласие) на размещение персональных данных детей на официальном сайте учреждения (бланк заявления на обработку персональных данных подопечного находится в разделе "Для Вас, родители!" – "Бланки" )