Детский сад №8

Журавушка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Г. СЕВЕРОМОРСКА

Ознакомление дошкольников с геометрическими фигурами. Формирование временных и пространственных представлений дошкольников

Кравченко Е.Р.

1 слайд -  Понятие о геометрических фигурах: Геометрическая фигура – часть плоскости, ограниченная замкнутой линией, совокупность определённым образом расположенных точек, линий, поверхностей или тел. Фигуры делятся  на: плоскостные (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник) и пространственные (куб, цилиндр, шар).

2 слайд - Цель работы по разделу: закреплять представления о многоугольниках и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, развивать зрительно – пространственное восприятие, логическое мышление.

3 слайд -  Работа по ознакомлению дошкольников с геометрическими фигурами начинается с младшего возраста.  Планирование работы по ознакомлению с геометрическими фигурами в младшем возрасте

Возрастная группа

Задачи

Содержание работы

Младший возраст (1младшая и 2 младшая группы)

Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар). 
Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. 
Учить обследовать форму фигур, используя зрение и осязание.

Использование сенсорных эталонов для формирования опыта различения предметов; 
Сооружения из  строительного материала (наборы геометрических фигур); 
Манипулятивные действия с предметами

Игры и упражнения для детей младшего возраста: 
 «Прокати такой же шарик», «Что ты достал из мешочка», «Кто найдёт такой же», «Назови, что это»,  «Возьми круг (квадрат)  в левую (правую) руку», «Прокати шарик в воротца», «Выбери все большие (маленькие) квадраты», «У кого есть такой же круг, квадрат, треугольник», «Найди, что попрошу», «Чей домик?» и др.

4 слайд-  Планирование работы по ознакомлению с геометрическими фигурами в средней группе

Возрастная группа

Задачи

Содержание работы

Средняя группа

Познакомить с прямоугольником,  учить называть его и отличать от других фигур. Совершенствовать знания о треугольнике, учить узнавать его, отличать от круга и квадрата; учить различать и называть шар, куб, цилиндр. 
Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами (тарелка- круг, платок-квадрат).

Осязательно-двигательное обследование фигур  и тел (перекладывание, прокатывание, обследование поверхности), разнообразные практические действия с ними. 
Сооружения из  строительного материала.

Игры и упражнения для детей средней группы: 
 «Подбери нужную фигуру», «Найди лишнюю фигуру», «Назови, что спрятано», «Выложи фигуру из палочек», «Отбери все круги», «Выбери большие квадраты», «Подбери колёса к автомобилю», «Домино фигур» и др.

5слайд – Планирование работы по ознакомлению с геометрическими фигурами в средней группе

Возрастная группа

Задачи

Содержание работы

Старший возраст (старшая и подготовительная группа)

Познакомить с новыми геометрическими фигурами -четырёхугольником, овалом. 
Учить группировать фигуры по различным признакам: цвету, форме, размеру, толщине; дать представление о многоугольниках (на примере четырёхугольника, треугольника).

Упражнения на анализ свойств фигур, конструирование и воссоздание фигуры по образцу (из счётных палочек, на листе бумаги в клетку), задачи-головоломки на выкладывание контура геометрических фигур, конструирование геометрических объёмных тел по выкройке и чертежу).

Игры и упражнения для детей старшего возраста: 
 «Найди по описанию», «Найди каждой фигуре своё место», «Найди по форме», «Назови лишние фигуры «Выложи форму из фигур и палочек», «Дострой фигуру», «Продолжи ряд фигур», «Какая фигура пропущена», «Найди, что попрошу» и др.

6слайд - Результаты работы:

  • дети распознают  и называют: отрезок, угол, многоугольник, шар, куб, цилиндр, проводят их сравнение;
  • воссоздают и составляют из частей геометрические фигуры, видоизменяют их по условию и конечному результату;
  • составляют из малых форм большие;
  • сравнивают предметы по форме, узнают знакомые фигуры в предметах реального мира;
  • проводят самоконтроль и самооценку выполненной работы.

7 слайд – Ориентировка во времени

Цель  работы по данному разделу: развивать чувство времени, учить определять время по часам, знакомить с разными видами часов: водными, песочными, механическими, закреплять представления детей       о последовательности дней недели, месяцев года.

8 слайд – Планирование работы по формированию временных представлений  в младшем возрасте

Возрастная группа

Задачи

Младший возраст (2младшая группа)

Помогать ориентироваться в контрастных частях суток (день-ночь, утро-вечер).

Игры и упражнения для детей младшего возраста: 
 Формирование временных понятий в повседневной жизни: называние частей суток и перечисление соответствующих видов деятельности (упражнения «Что мы делаем утром?»,  «Когда мы играем, ложимся спать?», «Когда это бывает?»).
Чтение отрывков из рассказов, в которых описываются характерные для разных частей суток практические действия людей.
Нахождение картинок, где нарисованы утро, день, вечер, ночь.

9 слайд – Планирование работы по формированию временных представлений в средней группе

Возрастная группа

Задачи

Средняя группа

Расширять представления о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро – день- вечер-ночь;
Познакомить с понятиями и объяснить значение слов: вчера, сегодня, завтра. 
Осязательно-двигательное обследование фигур  и тел (перекладывание, прокатывание, обследование поверхности), разнообразные практические действия с ними.
Сооружения из  строительного материала.

  • Игры и упражнения для детей средней группы:
  • «Вчера, сегодня, завтра»;
  • «Мой режим дня»;
  • «Когда это бывает»;
  • «Что перепутал художник».

10 слайд – Планирование работы по формированию временных представлений в старшем возрасте

Возрастная группа

Задачи

Старший возраст (старшая и подготовительная группы)

Дать представление о сутках (утро, день, вечер, ночь – сутки), учить на конкретных примерах устанавливать последовательность событий (что было раньше, что позже); определять, какой день был сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. 
Дать представления о свойствах времени (текучесть, периодичность, необратимость); о последовательности дней недели, месяцев, времён года. 
Учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, в одно и то же время. 
Развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии со временем, различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час).

Игры и упражнения для детей старшего возраста: 
 «Наш день», «Продолжай!», «Наоборот», «Разложи картинки по порядку», «Чего на свете не бывает?», « Что не так?», «Что следует за чем», «Дни недели», «Времена года», «Вчера, сегодня, завтра»,  словесное игровое упражнение «Рассказы о времени» , «Назови время по часам», «Наш календарь».

Результаты работы

  • дети понимают смысл слов: утро, день, вечер, ночь;
  • имеют представления о характерных особенностях частей суток;
  • умеют на конкретных событиях устанавливать последовательность частей суток;
  • называют дни недели и времена года, знают их последовательность;
  • имеют представление о свойствах времени;
  • Умеют определять время по часам с точность до часа.

14 слайд 
Планирование работы по формированию пространственных представлений  в младшем возрасте

Возрастная группа

Задачи

Младший возраст (1 младшая и 2младшая группы)

Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху, внизу, впереди, сзади, позади; 
Учить различать правую и левую руку.

Игры и упражнения для детей младшего возраста: 
Дидактические игры: 
«Покажи кукле, куда полетели птички»,  «»Укажи, где спрятался Мишка», «Где звенит колокольчик». « Где шарик?»,  «Что изменилось?»,  «Что и где слышно?». 
Подвижные игры: 
«Добеги до флажка», «Достань игрушку», «Прятки», «Поезд», «Птички летают», «Догони мяч».

15 слайд 
Планирование работы по формированию пространственных представлений в средней группе

Возрастная группа

Задачи

Средняя группа

Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении; 
Обозначать словами положение предметов по отношению к себе (справа от меня, передо мной, сзади меня на полках –игрушки); 
Познакомить с пространственными отношениями (далеко-близко).

Игры и упражнения для детей средней группы: 
 «Узнай, где что спрятано», «Что изменилось?», «Путешествие», «Куда пойдёшь, то и найдёшь»,  «»Найди игрушку по описанию»,  «Дойди до флажка»,  «Где собачка?»,  «Что находится слева (справа) от тебя?».

16 слайд
Планирование работы по ориентировке в пространстве в старшем возрасте

Возрастная группа

Задачи

Старший возраст (старшая и подготовительная группы)

Совершенствовать умения ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений: вверху-внизу, впереди-сзади, между, рядом, справа, слева; 
Учить двигаться в заданном направлении, менять его по сигналу, двигаться в соответствии со знаками-указателями направления движения; 
Определять своё местонахождение среди других людей и предметов; обозначать в речи взаимное расположение предметов; 
Упражнять в умении орентироваться на листе бумаги; 
Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы; 
Учить передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения направления движения (знаки и символы).

Игры и упражнения для детей старшего возраста: 
«Улица и пешеходы», «Найди, что спрятано», «Парные картинки», «Назови, что изменилось», «Подбери нужное слово», «Выбери правильный ответ», «Путешествие по лабиринту», «Опиши путь сказочного героя».

Результаты работы

  • Дети  умеют ориентироваться в окружающем пространстве, понимают смысл пространственных отношений;
  • определяют своё местонахождение среди других людей и предметов; обозначают в речи взаимное расположение предметов;
  • ориентируются на листе в клетку;
  • моделируют пространственные отношения между объектами в виде рисунка, плана, схемы;
  • умеют передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы);
  • проводят  самоконтроль и самооценку выполненной работы.

Таким образом,  данная работа способствует  прочному усвоению программного материала, развивает интеллектуальные способности, познавательную активность,   интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.

В соответствии с ФЗ от 27.07.2006 г. № 152- ФЗ "О персональных данных родителями детей, посещающих МБДОУ д/с № 8, дано разрешение (согласие) на размещение персональных данных детей на официальном сайте учреждения (бланк заявления на обработку персональных данных подопечного находится в разделе "Для Вас, родители!" – "Бланки" )