Детский сад №8

Журавушка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Г. СЕВЕРОМОРСКА

Развитие креативности у детей с общим недоразвитием речи

Мечкова О.О.

В условиях постоянно ускоряющейся динамики процессов в культуре, экономике, политике, различных сферах профессионально-трудовой деятельности одним из ведущих факторов успешности человека выступает креативность.

Это интегральное качество обеспечивает возможность успешной адаптации личности к меняющимся реалиям жизни, придания творческого характера труду, досугу, образованию и в конечном счете – самоосуществления человека. В работе с детьми с речевыми нарушениями развитие креативности – обходной путь для развития адаптивных способностей.

Говоря о детях с речевым недоразвитием надо отметить, что нарушения речи ведут за собой и другие нарушения, в частности, нарушение эмоционально-волевой сферы и сферы общения. Помимо этого у многих детей проявляются еще и следующие симптомы: нарушение координации движений, низкое развитие мелкой моторики рук, сопутствующие (лишние) движения при разговоре, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания, восприятия, более позднее формирование словесно-логического мышления. Поэтому коррекционная работа с данной группой детей должна осуществляться в тесной связи со специалистами.

Развитие креативности у детей, которые имеют различные речевые нарушения позволяет активизировать познавательную, эмоциональную и поведенческую составляющие личностного развития дошкольника.

Специальные исследования и практический опыт убедительно показали, что наиболее благоприятным (сензитивным) периодом развития креативности выступает старший дошкольный возраст.

Однако на практике оказывается, что педагоги, будучи нацелены на освоение детьми конкретных технологий, недостаточно ориентированы на развитие креативности. Программы, реализуемые нашим дошкольным учреждением, охватывают различные виды творчества (изобразительное, музыкальное, хореографическое и др.), детский сад сотрудничает с художественной и музыкальной школами, городским домом творчества ремесел, музеем СФ, накоплен весьма ценный опыт эстетического воспитания детей.

Основную цель, которую ставят перед собой педагоги в обучении детей- формирование определенных умений и навыков, а исходя из этого, наиболее распространенна традиционная форма занятий с детьми, которая зачастую напоминает урок, т.е. «вопрос – ответ» и не даёт возможность детям проявить фантазию и воображение.

Работая по этой теме, я изучила и проанализировала много источников, меня заинтересовало исследование, проведенное на базе Владимирского института повышения квалификации работников образования (Прохоровой Л.Н, к.п.н., доцентом, зав. кафедрой дошкольного и начального образования Владимирского института повышения квалификации работников образования) – "Состояние проблемы развития креативности дошкольников в практике работы дошкольных образовательных учреждений". В рамках данного исследования был проведен анализ занятий с детьми в ДОУ.

Качественный анализ полученных данных позволил выделить наиболее характерные особенности организации педагогического процесса.(они представлены на слайде)

Многие авторы высказывают мнение, что ведущей деятельностью дошкольного возраста является не игровая, а продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование). Эта деятельность рассматривается не только как движущая сила формирования психологической готовности к школе, но и как условие креативного развития личности. Данная тенденция заслуживает внимания сама по себе и показывает значимость разработки средств развития креативности дошкольников.

В основе развития креативности лежит такой психический процесс как воображение, которое необходимо развивать. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии.

Итак, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность ребенка.

Особым потенциалом развития креативности у дошкольников обладает изобразительная деятельность, освоение которой активизирует работу отделов мозга, ответственных за психофизические процессы, логическое мышление, образные представления и др.

В своей работе по развитию креативности дошкольников я использую оригинальные технические приемы в изобразительной деятельности.

(Рисование с опорой на заготовку)

Предложить ребенку творить «с нуля», на «чистом листе» не всегда подходит. Часто ребенку удобнее от чего-то оттолкнуться – от какой-то заготовки, которая уже несет некое начало, некие исходные формы и в то же время абсолютно не стесняет его творческой свободы.

Отпечатки, рисование руками и пальцами

Очень интересные эффекты получаются, если создавать изображение с помощью отпечатков собственных пальцев или ладошек. Краску нужно взять легко смывающуюся, например гуашь. Начать можно с простых изображений – цветок, кисть винограда... А необходимые детали можно потом дорисовать карандашом.

Закрашивание рельефов

Берем лист бумаги, подкладываем под него любой предмет, имеющую рельефную поверхность, закрашиваем сверху мягким карандашом или восковым мелком. На бумаге проявляется рельеф. Можно найти любые другие твердые поверхности с интересной фактурой: листья с толстыми прожилками, кора деревьев, металлический значок... – просто посмотрите вокруг. Это не только увлекает детей, но и помогает развивать тонкие ручные навыки.

Рисование руками и пальцами

Поместите несколько пятен густой краски на лист ватмана. Пусть ребенок водит по краске руками и пальцами так, чтобы получились интересные изображения. Рисование руками и пальцами прекрасно развивает осязание.

Можно создавать интересные изображения с помощью листьев самых разнообразных форм. Покройте поверхность листа краской и прижимайте его окрашенной стороной к бумаге. Сверху положите другой лист бумаги и разгладьте рукой. Снимите верхнюю бумагу и посмотрите, что получилось.

Рисование губкой

Обмакните губку в краску, слегка отожмите, чтобы удалить излишки. Теперь можно работать на листе легкими прикосновениями.

Пятна и кляксы

Лист бумаги складываем пополам, на одной стороне листа рисуем красками или просто наносим пятна, кляксы, затем накрываем рисунок второй половиной листа, слегка проводим сверху рукой. Можно использовать несколько цветов, можно добавить немного блесток. Раскрываем – что получилось: бабочка, диковинный цветок. Прекрасное занятие для развития воображения.

Отпечатки стеклом

Лепка

Лепить можно из пластилина, соленого теста, глины, пластика. Лепка способствует развитию тактильных ощущений.

Если мы ставим цель развитие креативности, то можно просто начать что-то лепить на глазах у ребенка, и он подключится к работе.

Коллажи

Изготовление аппликаций и коллажей – это не только увлекательное занятие, но и прекрасное средство познакомить ребенка со свойствами разнообразных материалов и развить его фантазию. Главное – всегда иметь под рукой интересный материал для творчества.

А это может быть:

- Куски фольги, разнообразной бумаги – папиросной, оберточной, гофрированной, цветную бумагу, блестки.

- Лоскутки самых разных тканей, обрезки кружев, ленты, шнурки от подарочных упаковок, ненужные пуговицы, клубочки пряжи, ватные шарики.

- Перья, листья, семена, плоды, сухие соцветия интересной формы, плоские камешки, крупный песок, раковины, веточки, кусочки коры, бересты и т. п.

- Красивые сухие фасолины, бобы, горох, фигурные макаронные изделия.

Сыпучие материалы: поваренная соль, крупы, какао-порошок, мука, яичная скорлупа и т.д.

Техника создания коллажа очень простая. На намазанную клеем поверхность бумаги накладываются или набрасываются приготовленные материалы.

Создание большой картины помогает развить зрительно-моторную координацию, умение планировать и доводить дело до конца.

В детстве мы все любили создавать «секретики», закапывая их в землю. Я думаю, технику исполнения вы помните….

Аппликация – одна из разновидностей коллажа в которой, можно совместить разные техники и материалы.

Создание коллажей способствуют развитию тактильных ощущений (за счет изучения материалов и фактур), происходит развитие тонкой моторики (захват деталей, вырезывание, приклеивание). Все это важно для детей с ОНР.

Выполненные работы могут иметь практическую направленность, например, для оформления группы.

Занятия изодеятельностью по развитию креативности носят более произвольный характер, в отличие от тщательно организованной деятельности по обучению рисованию. Специальная подготовка и художественные таланты ребенка не играют роли. Я стараюсь поощрять детей выражать оригинальные идеи и не беспокоиться о художественных достоинствах своих работ.

Результат работы педагога отсрочен во времени, но видимые изменения, основанные на наблюдениях за детьми во время работы уже заметны: у детей проявляется повышенная познавательная мотивации, работоспособность, положительная эмоциональная окраска поведения, дети проявляют инициативу и самостоятельность. Показателями успешности развития творческих способностей детей являются выставки детского творчества, конкурсы, выступление детей в ДОУ (на родительских собраниях, в дни открытых дверей, на мероприятиях и т.д.), посещение кружков художественно-творческого направления.

Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания. Немаловажное значение в работе с семьёй имеет и такое направление, как видение достижений у детей, поэтому все работы детей вывешиваются, выставляются на стенде, где родители могут оценить творческие способности своего ребёнка, сравнить с работами, поделками, рисунками других детей.

Нельзя создавать новое ни в одной сфере жизни не обладая, творческими способностями. Главное, что творческие способности можно развивать не только в других, но и в себе, прежде всего в себе. Чтобы быть эффективным педагогом и сохранить при этом профессиональное здоровье необходимо видеть, находить и создавать новое в профессии. А как найти новое? По мнению Сергея Гиппиуса (советского кинорежиссёра) так: “Трудное сделать привычным, привычное – легким, легкое – красивым.” Т.е. к своей работе надо подходить творчески чего я вам и желаю!!!

  • при организации воспитательно-образовательного процесса больший акцент делается на запоминание, а не на развитие мыслительной деятельности, творческой активности;
  • субъект – объектный тип взаимодействия педагогов с детьми;
  • отсутствие диалога;
  • деятельность детей не всегда мотивирована;
  • в большинстве случаев на занятиях отсутствует постановка проблемных ситуаций, вопросов;
  • репродуктивный характер предлагаемых детям заданий;
  • ограниченное предоставление детям возможности выбора заданий, материалов, способов действий и т.п.;
  • отсутствие условий для переноса знаний, умений и навыков в новые условия.

Основными причинами неудовлетворительной работы по развитию креативности дошкольников являются низкий уровень профессиональной компетентности педагогов, недостаточный уровень развития творческого потенциала воспитателей ДОУ, отсутствие соответствующего методического обеспечения.

При наблюдении педагогического процесса были исследованы условия, создаваемые для развития у детей креативности, выявлены характерные особенности и тенденции организации педагогического процесса.

На основе изучения состояния проблемы развития креативности дошкольников в практике работы дошкольных образовательных учреждений сделаны выводы о том, что процесс развития креативных способностей в дошкольном образовании представлен на уровне инноваций, а не как явление массовой практики.

В соответствии с ФЗ от 27.07.2006 г. № 152- ФЗ "О персональных данных родителями детей, посещающих МБДОУ д/с № 8, дано разрешение (согласие) на размещение персональных данных детей на официальном сайте учреждения (бланк заявления на обработку персональных данных подопечного находится в разделе "Для Вас, родители!" – "Бланки" )