Детский сад №8

Журавушка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Г. СЕВЕРОМОРСКА

Развитие творческих способностей дошкольников посредством тестопластики

Аркатова Т.В.

В свете новых подходов к  обновлению содержания дошкольного образования, таких как  вариативность, гуманизация, усиление личностной ориентации, главным действующим лицом образовательного процесса становится ребёнок.

Воспитательно-образовательная работа с детьми дошкольного возраста направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Одним из факторов, обеспечивающих развитие творческих способностей ребёнка-дошкольника, является художественно-творческая деятельность, в том числе –  продуктивная.

Продуктивная деятельность – это «созидательная работа, направленная на получение предметно – оформленного результата в соответствии с поставленной целью» [3]. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, художественные и интеллектуальные способности,  коммуникативные навыки, эмпатия, эстетический вкус.

Но не каждую детскую продукцию можно называть творчеством. В методической литературе определены критерии, которые показывают наличие творческого начала в художественной деятельности детей (по Н.А.Ветлугиной) [2]:

а) отношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в художественном творчестве – увлечённость, способность «войти» в воображаемые обстоятельства, в условные ситуации, искренность переживаний;

б) способы творческих действий – быстрота реакций, находчивость при решении новых задач, комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, оригинальность способов действий, дополнения, изменения, вариации;

в) качество детской продукции – отбор детьми характерных черт изображаемых предметов и персонажей, поиск художественных средств, удачно выражающих личное отношение детей и передающих замысел.
Основой детского творчества является  наблюдение за окружающей жизнью, нахождение того, что можно отразить в своей деятельности. Развитие способов «вслушивания», «всматривания» в звуки и краски природного и предметного мира, овладение выразительными средствами помогают дошкольникам проявлять себя в творчестве, на основе этого интенсивно развиваются художественные способности детей.

Работу по развитию творческих способностей я провожу, ориентируясь на  запросы родителей и интересы воспитанников,  создаю в группе благоприятные условия для развития творчества детей в продуктивной деятельности.

В качестве эффективного средства, стимулирующего детей к проявлению фантазии и творчества, я использую лепку из солёного теста. В процессе работы с солёным тестом развиваются сенсорные представления, воображение, пространственное мышление, ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируется работа обеих рук. При  создании продуктов творчества  у детей формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить изменения в первоначальный замысел.  Лепка из солёного теста (тестопластика) является «одним из самых осязаемых  видов художественного творчества, в котором ребёнок видит не только продукт своего труда, но может его обследовать и видоизменить по мере необходимости. Тестопластика даёт ребёнку возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространстве пластических образов» [1].

Осуществляя  комплексный подход к проблеме развития творческих способностей посредством тестопластики, мною разработана система мероприятий, которая охватывает учебную, самостоятельную и  совместную с воспитателем деятельность дошкольников.

При организации занятий по тестопластике  учитываю уникальную черту детского мировоззрения  –  необычно, неординарно воспринимать и изображать всё, что не замечают взрослые, представлять несуществующее в действительности.  Работу провожу в определённой системе. С этой целью разработала перспективный план, в котором определены время проведения занятий согласно учебному плану, задачи с акцентом на творческое развитие и тематика занятий в соответствие с возрастными особенностями.

Для поддержания интереса к деятельности использую различные формы проведения занятий: игры-путешествия, занятия-рассказы, занятия-диалоги, занятия-загадки, занятия-драматизации, занятия-сюрпризы и др. Принципиально важным в организации занятий считаю единство познания и сопереживания, активизацию всех мыслительных процессов, мелкой моторики пальцев рук, обеспечивающих  получение качественной продукции детской деятельности.

Изготавливая поделки из солёного теста, дошкольники выражают  впечатления от увиденного  в собственном «творческом продукте», полноценно и содержательно общаются между собой и со взрослыми, постигают собственные возможности. Маленькие творцы способны самостоятельно замыслить сюжет, определить его композиционное решение, выбрать и согласовать наиболее выразительные для данного изображения цвет, форму,  движения персонажа.

В качестве фактора, снимающего напряжение, стимулирующего деятельность детей на занятиях широко использую музыкальное сопровождение, это создаёт особый эмоциональный фон, открывает возможности для развития художественной культуры воспитанников.

Для воспитания у дошкольников значимости и полезности их труда использую продукты детского творчества  в качестве подарков для родителей и младших воспитанников, сувениров к праздникам, оборудования для театрализованной деятельности, атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

Проводимая мною работа раскрывает творческий потенциал, обогащает  внутренний мир, развивает интересы и способности каждого ребёнка, учитывая мир чувств, потребностей и эмоций воспитанников.

По циклограмме  совместной с педагогом и самостоятельной художественно-творческой деятельности дошкольников, я провожу мероприятия, которые  стимулируют к проявлению творчества: игры – драматизации с использование фигурок-персонажей из солёного теста, организация выставок детских поделок в мини-музее детского сада, оформление «полочек Красоты» в группах, украшение холла детскими работами, проведение Ярмарок, организация экскурсий в культурные учреждения города (Городской дом творчества и народных ремёсел, Городской выставочный зал) и участие в конкурсах и  выставках детского творчества. Это формирует ценностное отношение к труду, приучает к аккуратности в работе с солёным тестом, развивает художественный вкус, подчёркивает важность  гармонии содержания и внешнего оформления изделия.

Результатами моей  работы является постоянное участие воспитанников в городских, областных и всероссийских конкурсах детского творчества, на которых дети получают Дипломы Лауреатов и Дипломантов.

2008 г.- Диплом  Лауреата всероссийского конкурса «Мой Берестов», организованный РГДБ г.Москвы.

2009 г.-Диплом победителя всероссийского конкурса детского творчества  «Сижу, пью чай», организованный ССИТ   г.Москва (1 место по Северо-Западному федеральному округу).

2010 г.-Диплом победителя всероссийского конкурса детского рисунка «Корабли будущего», организованный ССИТ г.Москва (2 место по Российской Федерации).

Серьёзное внимание уделяю взаимодействию с родителями, считаю их надёжными соратниками и союзниками в вопросах развития детского творчества, так как только в результате воспитания природные качества ребёнка трансформируются в художественно-творческие способности. Родители  помогают  ребёнку превратить исторический опыт человечества в систему открытых проблем и осмыслить его.  

Такой подход к организации работы является  залогом активного и успешного умственного и художественного воспитания детей, развития их одаренности и таланта, перспектива будущего проявления личности как активной, деятельной, творческой.

Литература:

1. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике.-  М.: 2006.

2. Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А.Ветлугиной.- М.: «Просвещение», 2004.

3.Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М.: 2003.

В соответствии с ФЗ от 27.07.2006 г. № 152- ФЗ "О персональных данных родителями детей, посещающих МБДОУ д/с № 8, дано разрешение (согласие) на размещение персональных данных детей на официальном сайте учреждения (бланк заявления на обработку персональных данных подопечного находится в разделе "Для Вас, родители!" – "Бланки" )