Детский сад №8

Журавушка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Г. СЕВЕРОМОРСКА

Развитие творческих способностей у детей с общим недоразвитием речи

Мечкова О.О.

В условиях постоянно ускоряющейся динамики процессов в культуре, экономике, политике, различных сферах профессионально-трудовой деятельности одним из ведущих факторов успешности человека выступает креативность.

Креативность обеспечивает возможность успешной адаптации личности к меняющимся реалиям жизни, придания творческого характера труду, досугу, образованию и в конечном счете – самоосуществления человека.

Одним из оснований развития креативности как общей, интегральной способности, является творческая деятельность. В дальнейшем, мы будем употреблять более узкий термин «творческие способности», подразумевая способности, которые развиваются в процессе творческой деятельности.

В работе с детьми с речевыми нарушениями развитие творческих способностей – обходной путь для формирования адаптивных способностей, т.к. творчество позволяет активизировать познавательную,эмоциональную иповеденческую составляющие личностного развития дошкольника.
Специальные исследования и практический опыт убедительно показали, что наиболее благоприятным (сензитивным) периодом развития творческих способностей выступает старший дошкольный возраст (В.Н. Дружинин, Е.Л. Солдатова и др.). Творческие способности актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Для их формирования необходимы следующие условия:

  • отсутствие образца регламентированного поведения;
  • наличие позитивного образца творческого поведения (в первую очередь на развитие способности влияет общение детей с взрослыми людьми, обладающими развитыми креативными способностями);
  • создание условий для подражания творческому поведению;
  • социальное подкрепление творческого поведения.

Однако на практике оказывается, что педагоги, будучи нацелены на освоение детьми конкретных технологий, недостаточно ориентированы на развитие самостоятельного творчества ребенка, его фантазии и воображения. Основную цель, которую ставят перед собой педагоги в обучении детей - формирование определенных умений и навыков, а исходя из этого, в детском саду наиболее распространенна традиционная форма занятий с детьми, которая зачастую напоминает урок, т.е. «вопрос – ответ». Прохоровой Л.Н. был проведен анализ занятий с детьми в ДОУ, который позволил выделить наиболее характерные особенности организации педагогического процесса:

  • при организации воспитательно-образовательного процесса больший акцент делается на запоминание, а не на развитие мыслительной деятельности, творческой активности;
  • субъект – объектный тип взаимодействия педагогов с детьми;
  • отсутствие диалога;
  • деятельность детей не всегда мотивирована;
  • в большинстве случаев на занятиях отсутствует постановка проблемных ситуаций, вопросов;
  • репродуктивный характер предлагаемых детям заданий;
  • ограниченное предоставление детям возможности выбора заданий, материалов, способов действий и т.п.;
  • отсутствие условий для переноса знаний, умений и навыков в новые условия.

Многие авторы высказывают мнение, что ведущей деятельностью дошкольного возраста является не игровая, а продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование). Эта деятельность рассматривается не только как движущая сила формирования психологической готовности к школе, но и как условие творческого развития личности.

В основе развития творческих способностей лежит воображение, которое требует развития. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии.

Итак, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность ребенка.

Особым потенциалом развития творческих способностей у дошкольников обладает изобразительная деятельность, освоение которой активизирует работу отделов мозга, ответственных за психофизические процессы, логическое мышление, образные представления и др.

В своей работе по развитию творческих способностей дошкольников с речевыми нарушениями использую оригинальные технические приемы в изобразительной деятельности.

Рисование с опорой на заготовку

Предложить ребенку творить «с нуля», на «чистом листе» не всегда подходит. Часто ребенку удобнее от чего-то оттолкнуться – от какой-то заготовки, которая уже несет некое начало, некие исходные формы и в то же время абсолютно не стесняет его творческой свободы.

Отпечатки, рисование руками и пальцами

Очень интересные эффекты получаются, если создавать изображение с помощью отпечатков собственных пальцев или ладошек. Краску нужно взять легко смывающуюся. Начать можно с простых изображений - цветок, кисть винограда... А необходимые детали можно потом дорисовать карандашом.

Закрашивание рельефов

Берем лист бумаги, подкладываем под него любой предмет, имеющую рельефную поверхность, закрашиваем сверху мягким карандашом или восковым мелком. На бумаге проявляется рельеф. Можно найти любые другие твердые поверхности с интересной фактурой: листья с толстыми прожилками, кора деревьев, металлический значок... Это не только увлекает детей, но и помогает развивать тонкие ручные навыки.

Рисование руками и пальцами

Поместите несколько пятен густой краски на лист ватмана. Пусть ребенок водит по краске руками и пальцами так, чтобы получились интересные изображения. Рисование руками и пальцами прекрасно развивает осязание. 
Можно создавать интересные изображения с помощью листьев самых разнообразных форм. Покройте поверхность листа краской и прижимайте его окрашенной стороной к бумаге. Сверху положите другой лист бумаги и разгладьте рукой. Снимите верхнюю бумагу и посмотрите, что получилось.

Рисование губкой

Обмакните губку в краску, слегка отожмите, чтобы удалить излишки. Теперь можно работать на листе легкими прикосновениями.

Пятна и кляксы

Лист бумаги складываем пополам, на одной стороне листа рисуем красками или просто наносим пятна, кляксы, затем накрываем рисунок второй половиной листа, слегка проводим сверху рукой. Можно использовать несколько цветов, можно добавить немного блесток. Раскрываем – что получилось: бабочка, диковинный цветок. Прекрасное занятие для развития воображения.

Лепка

Лепить можно из пластилина, соленого теста, глины, пластика. Лепка способствует развитию тактильных ощущений.

Если мы ставим цель развитие творческих способностей, то можно просто начать что-то лепить на глазах у ребенка, и он подключится к работе.

Коллажи

Изготовление аппликаций и коллажей – это не только увлекательное занятие, но и прекрасное средство познакомить ребенка со свойствами разнообразных материалов и развить его фантазию. Главное – всегда иметь под рукой интересный материал для творчества. А это могут быть: куски фольги, разнообразной бумаги (папиросной, оберточной, гофрированной, цветной) блестки, лоскутки самых разных тканей, обрезки кружев, шнурки, пуговицы, пряжа, ватные шарики, перья, листья, семена, , плоские камешки, крупный песок, кусочки коры, бересты, красивые фасолины, , фигурные макаронные изделия, сыпучие материалы (поваренная соль, крупы, яичная скорлупа и т.д.).

Техника создания коллажа очень простая. На намазанную клеем поверхность бумаги накладываются или набрасываются приготовленные материалы. 
Создание коллажей способствуют развитию тактильных ощущений (за счет изучения материалов и фактур), происходит развитие тонкой моторики (захват деталей, вырезывание, приклеивание). Все это важно для детей с ОНР. Создание большой картины помогает развить зрительно-моторную координацию, умение планировать и доводить дело до конца. Выполненные работы могут иметь практическую направленность, например, для оформления группы.

Занятия изодеятельностью по развитию творческих способностей носят более произвольный характер, в отличие от тщательно организованной деятельности по обучению рисованию. Специальная подготовка и художественные таланты ребенка не играют роли. Я стараюсь поощрять детей выражать оригинальные идеи и не беспокоиться о художественных достоинствах своих работ.

Результат работы педагога отсрочен во времени, но видимые изменения, основанные на наблюдениях за детьми во время работы уже заметны: у детей проявляется повышенная познавательная мотивации, работоспособность, положительная эмоциональная окраска поведения, дети проявляют инициативу и самостоятельность. Показателями успешности развития творческих способностей детей являются выставки детского творчества, конкурсы, выступление детей в ДОУ (на родительских собраниях, в дни открытых дверей, на мероприятиях и т.д.), посещение кружков художественно-творческого направления.

Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания. Немаловажное значение в работе с семьёй имеет и такое направление, как видение достижений у детей, поэтому все работы детей вывешиваются, выставляются на стенде, где родители могут оценить творческие способности своего ребёнка, сравнить с работами, поделками, рисунками других детей.

В заключении хочется отметить, что немаловажным условием для решения обозначенной проблемы является воспитание педагогом собственной креативности. Чтобы развивать творческие способности детей, педагог сам должен быть творческой личностью, стремиться к преодолению в себе силы инерции, шаблона, формальности в работе.  А как найти новое? По мнению советского кинорежиссёра Сергея Гиппиуса так: «Трудное сделать привычным, привычное – легким, легкое – красивым.»

Литература.

  • Альтшуллер Г.С. Поиск новых идей: от озарения к технологии Теория и практика решения изобретательских задач. — Кишинев: КартяМолдовеняскэ, 1989.- 381 с.
  • Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. — М.: Знание,
    1981.- 80 с.
  • Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления (по методике Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли): Первый год обучения (для детей 6-10 лет). — СПб: ГП «Иматон», 
    1996. – 84 с.
  • Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика, 1986.- 239 с.
  • Исследование проблем психологии творчества /под ред. Я.А. Пономарева. — М.: Наука, 1983. – 234 с.
  • Коваленко Г.П. Что необходимо для воспитания одаренных? // Праблемы выхавання. — 2003. — № 2.- С.15-20
  • Лейтес Н.С. Способность и одаренность в детские годы. — М., 1984.- 96 с.
  • Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981. – 78 с.
  • Понасенкова С.В. Одаренные дети: формирование и развитие способностей (психологический аспект) // Праблемы выхавання. — 2003. — №2. — С.21-35.
  • Розет И.М. Психология фантазии: Эксперим.- теорет. исслед. внутр. закономерностей продуктив. умств. деятельности. — Мн.: Университетское, 1991.- 342 с.
  • Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. — М.: Педагогика, 1984.- 208 с.
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии. Учебное пособие — Ростов н/Д.: Феникс, 2003.- 672 с.

Одним из оснований развития креативности является творческая деятельность. Творчество позволяет активизировать познавательную,эмоциональную иповеденческую составляющие личностного развития ребёнка. В статье раскрываются приёмы по развитию творческих способностей детей с ОНР, которые могут использовать педагоги ДОУ.

В соответствии с ФЗ от 27.07.2006 г. № 152- ФЗ "О персональных данных родителями детей, посещающих МБДОУ д/с № 8, дано разрешение (согласие) на размещение персональных данных детей на официальном сайте учреждения (бланк заявления на обработку персональных данных подопечного находится в разделе "Для Вас, родители!" – "Бланки" )