Детский сад №8

Журавушка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Г. СЕВЕРОМОРСКА

Сюжетно-ролевая игра как одна из активных форм воспитания любви к родному краю

Москалёва Н.П.

«Родина для человека – самое дорогое и священное, 
без чего человек перестаёт быть личностью»
В.А. Сухомлинский

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В его основе лежит развитие нравственных чувств: любовь к своему городу, к родной природе, причастность к событиям и знаменательным датам, уважение к людям, которые живут и трудятся в родном городе.

Основополагающим в формировании у ребёнка любви к Родине следует считать накопление им социального опыта жизни в своём городе,  ознакомлению с профессиями горожан, с имеющимися предприятиями и учреждениями города, на которых работают люди.

А что способствует накоплению опыта в дошкольном возрасте? Одним из таких средств является игра. По словам В.А.Сухомлинского «Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра– это искра, зажигающая поток пытливости и любознательности».

Я использую сюжетно- ролевую игру как одну из активных форм работы по воспитанию любви к родному городу и северному краю.

Цель моей работы по нравственно-патриотическому воспитанию -  формировать чувство любви к родному городу и краю в процессе сюжетно-ролевых игр.

Для реализации цели я определила следующие  задачи:

  • Обогащать представления о Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением (занятия людей, общественная жизнь города, природное окружение);
  • Познакомить с многообразием профессий горожан;
  • Развивать элементарные географические представления;
  • Воспитывать интерес к истории и героическому прошлому своего народа;
  • Воспитывать у детей чувство гордости,  интерес к месту, где живет ребенок, эмоционально-ценностное отношение к своей малой родине.

Чтобы любить свой родной город, его надо хорошо знать. Поэтому работу по воспитанию любви к своей малой родине  я начинаю с младшего дошкольного возраста.

Детям младшего дошкольного возраста (младшая и средняя группы) трудно представить город в целом, поэтому знакомство с ним я начала с того, что нас окружает, а именно, с детского сада: познакомила детей с теми помещениями, которые у нас имеются, рассказала о труде людей, работающих в детском саду. Новые знания дети закрепили в играх: «Детский сад», «Мы песенку поём», «Кто ухаживает за нами в детском саду?»
Одно из слагаемых нравственного воспитания  – бережное отношение  к родной природе. Наблюдая за трудом взрослых на прогулках я формирую представления дошкольников о многообразии профессий в нашем городе, ухаживая за посадками в огороде, за растениями на участке, я знакомлю с растительным миром  северного края («Путешествие на цветочную поляну», «В гости к северным ягодам», «Мы – огородники»). А для формирования представлений о животном мире я использую следующие игры: «Кого мы встретим, путешествуя на Север».

Более детально познакомиться с окружающей действительностью, родными местами, профессиями горожан позволяют следующие игры: «Это улица моя»,  «Путешествие на автобусе»,  «Я – парикмахер», « Наша больница», «Овощной магазин», «Ателье» и т.п.

Дети очень любят игры – путешествия, которые часто соединяются со строительными играми и побуждают их отправиться в дальнее плавание «Подводники», «Моряки» или в полёт, игра  «Лётчики» (постройка самолёта, корабля, подводной лодки).

В старшей и подготовительной группах преобладают игры, связанные с общественной тематикой, дети знакомятся с общественными и историческими событиями родного города при максимальном использовании краеведческого материала. Например,  играя в сюжетно-ролевые игры «Саамы живут на севере»,  «Оленеводы в тундре» мы закрепляем представления о жизни, труде, быте и устоях саамов,  в играх «Мы – военные моряки», «Боевая служба» дети закрепляют представления о   сложном труде военных моряков, знакомятся с героическим прошлым города в играх «По памятным местам», «Славные защитники».

Успех проведения таких игр зависит от умения педагога. Для качественного руководства я составила перспективный план, обусловливающий развитие характерных игр в определённой возрастной группе.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о той местности, где они живут,  о родном городе,  профессиях горожан, особенностях природного окружения. Причем некоторые темы повторяются  и с возрастом представления детей обогащаются и совершенствуются.

Планирование включает предварительную работу (наблюдения за предметами и явлениями окружающей жизни, экскурсии на предприятия города, по памятным и историческим местам, в природу, подбор художественной литературы по теме, рассматривание картин, иллюстраций; тематику лепки, аппликации, рисования; игрушки и атрибуты для развития игры). Работая над данной темой, я пришла к выводу, что воспитание патриотических чувств у дошкольников – процесс сложный и длительный. Эта работа должна проводиться систематически, планомерно в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, детскому саду, природе, родному городу и своей стране.

Результаты работы:

Расширился  кругозор, совершенствовались познавательные процессы дошкольников;

Углубились знания детей о родном городе, его прошлом и настоящем, профессиях горожан, природе северного края;

Сформировалось целостное представление о городе как столице Северного флота, городе военных моряков;

Появилось чувство гордости, сопричастности к знаменательным событиям в жизни города.

Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, на всю жизнь сохранят любовь к Северу, к городу, в котором родились и выросли.

В соответствии с ФЗ от 27.07.2006 г. № 152- ФЗ "О персональных данных родителями детей, посещающих МБДОУ д/с № 8, дано разрешение (согласие) на размещение персональных данных детей на официальном сайте учреждения (бланк заявления на обработку персональных данных подопечного находится в разделе "Для Вас, родители!" – "Бланки" )